Так ли важна адаптация нового работника?

Очень хорошо, если еще до приема нового сотрудника на работу будет составлен подробный план адаптации, который поможет работнику осваиваться на новом месте. В него должно входить не только ознакомление с обязанностями на новом месте, но и передача всего необходимого для работы: оргтехники, расходных материалов, прочего оснащения.

В обязательном порядке «свежий» человек ознакомляется с теми Правилами внутреннего распорядка, которые приняты в конкретной компании. Это важно, так как в противном случае у работника будут постоянно возникать вопросы на эту тему.

В первые же дни работы кадровый отдел обязан сделать соответствующие пометки в его трудовой книжке и дать на роспись все требуемые в таких случаях документы. Это дает сотруднику понять, что его и в самом деле приняли в коллектив, вселяет в него уверенность в собственных силах.

На основе плана адаптации новому работнику должен быть назначен куратор, который будет присматривать за своим «протеже», познакомит его со всеми сослуживцами, укажет на расположение всех отделов и на те случаи, когда туда необходимо обращаться, а также введет человека в курс всех официальных и неофициальных правил, которые приняты в компании.

Учтите, что куратор должен подробно обсудить с подопечным весь план вхождения в должность. Он должен четко знать свою должностную инструкцию, представлять себе структуру всех отделов предприятия, дабы понимать разграничение труда и зон ответственности.

В этом же документе следует указать время и даты личных встреч с руководителем, когда новичок сможет задать вопросы о всех мелочах и нюансах, оставшихся непонятыми. В то же время сотрудник обязан отчитаться о результатах выполнения поставленных перед ним задач или о ходе какого-то глобального проекта. За этим нужно как можно более строго следить, так как постоянный контроль значительно дисциплинирует любого человека, делает его более ответственным, а также вызывает определенное уважение к внутреннему распорядку и традициям конкретного предприятия.

Если же план адаптации в свое время был составлен по принципу «Чтобы был», в последующем это принесет много неприятностей: во-первых, вновь принятый человек будет ощущать себя путником, заблудившимся в чужом, равнодушном к нему городе; во-вторых, исполнение должностных инструкций будет крайне затруднено тем, что у работника не будет никакой необходимой информации.

Ему придется, подобно слепцу, тыкаться по всем кабинетам и отделам, встречая непонимание, равнодушие и даже раздражение прочих работников.

На какой тогда энтузиазм сотрудника можно рассчитывать? Скорее, он быстро обидится и разозлится. Чаще всего такое отношение делает человека попросту равнодушным ко всему, что творится в компании. В наиболее худшем случае у новичка сразу опускаются руки, и он вообще не желает что-то делать на этом предприятии.

Таким образом, план адаптации крайне важен для воспитания толкового, инициативного и умного сотрудника.